Как структурировать материалы электронного курса?
Переход в онлайн требует серьёзных изменений в учебном процессе. Прежде всего, предоставьте студентам доступ к материалам курса.
Современный способ доставки учебных материалов, обеспечивающий не только их хранение, но и эффективную организацию учебного процесса — электронный курс в LMS Canvas.
Из каких элементов состоит электронный курс?
ИГРА: Цифровая грамотность современного преподавателя

Информационно-организационные материалы

путеводитель по курсу →
Обязательно
аннотация дисциплины
рабочая программа
календарный план-график
Рекомендуется
дополнительная информация о том, как построен учебный процесс
Что включает дополнительная информация?

Дополнительная информация описывает порядок обучения или отвечает на часто задаваемые студентами вопросы. Она помогает студентам быстрее понять, что от них может потребоваться в ходе обучения.

Например, расскажите студентам:

  • как устроен курс

  • как начать обучение

  • где посмотреть сроки сдачи заданий

  • как получить баллы

  • где задать вопрос преподавателю

  • в какие сроки вы отвечаете на вопросы

  • как сдать экзамен на «4» и на «5»

  • что такое творческий проект

  • и т. д.

ИГРА: Цифровая грамотность современного преподавателя

Учебные материалы

Обязательно
комлект лекций
Рекомендуется
глоссарий дисциплины
авторский аудио-, видеоконтент
авторские учебные пособия
Как структурировать теоретические материалы?
  • распределите весь учебный материал дисциплины по учебным неделям (объём и содержание теоретического материала должны соответствовать рабочей программе дисциплины)

  • для каждой недели сформируйте блок вопросов для самоконтроля

! Вопросы для самоконтроля обычно не оцениваются — они позволяют студентам установить связь между новым материалом и изученным ранее.
Как размещать теоретические материалы в курсе?
  • традиционный вариант ‒ представить материалы в формате pdf, doc, ppt-файлов

плюсы: позволяет быстро наполнить курс контентом

минусы: не соответствует современным нормам о представлении информации


  • современный вариант ‒ представить материалы в формате html-страниц

плюсы: соответствует ожиданиям современных студентов

минусы: требует дополнительных временных затрат

ИГРА: Цифровая грамотность современного преподавателя

Контрольно-измерительные материалы

Обязательно
задания для входного контроля
вопросы для самоконтроля
задания для практической работы
задания для самостоятельной работы
задания для текущего контроля
Рекомендуется
темы лабораторных работ
темы курсовых работ / проектов
вопросы для подготовки к зачету / экзамену
образцы зачетных / экзаменационных билетов
Какие варианты заданий применимы для практической и самостоятельной деятельности, а также для текущего контроля
  • тесты на усвоение теоретического материала

  • поиск, сбор, систематизация информации по заданным критериям

  • решение стандартных типовых задач

  • решение прикладных задач

  • решение расчетно-графических заданий

  • индивидуальное или совместное решение кейсов

  • участие в дискуссиях

  • составление алгоритмов, разработка программ

  • подготовка отчетов о проделанной работе

  • написание статей

  • творческие задания (в т.ч. составление схем, презентаций и т. д.)

  • задания на взаимную проверку и т. д.
Какие материалы должны обязательно входить в задание для студентов?
Задание может включать различные дополнительные материалы, необходимые для его качественного выполнения.

Набор дополнительных материалов зависит от цели задания — сформировать у студентов запланированные результаты обучения или проверить их достижение.


  • Общие требования ко всем заданиям:

    • наличие чёткой понятной формулировки задания

    • информация о сроках выполнения

    • требования к оформлению результатов

  • Дополнительные материалы для заданий, направленных на формирование навыков:

    • методические рекомендации по выполнению задания

    • образцы выполнения

    • критерии оценивания преподавателем

    • критерии для взаимной проверки
Сколько вопросов для самоконтроля рекомендуется разработать?
Рекомендуется подготовить 3−5 тестовых вопросов к каждой лекции. Вопросы для самоконтроля обычно не оцениваются.
Что понимается под заданиями для практической работы?
  • задания для практической работы ‒ это задания, направленные на отработку практических навыков, которые проводятся в соответствии с тематикой соответствующей недели.

Задания для практической работы могут выдаваться студентам в разном режиме:

Синхронное взаимодействие (в режиме реального времени):

  • студенты заранее выполняют задания, результат выполнения обсуждается во время вебинара

  • студенты выполняют задания непосредственно в период проведения занятия (вебинара) или в условиях удаленного подключения к рабочему места под наблюдением преподавателя

Асинхронное взаимодействие (в любое время в рамках установленных сроков):

  • преподаватель размещает задания для самостоятельного выполнения студентами и устанавливает срок сдачи
Как определить периодичность и количество заданий для практической работы в семестре?
Периодичность предъявления заданий для практической работы определяется учебным расписанием и обычно соответствует количеству практических (лабораторных) занятий по дисциплине.
Что понимается под заданиями для самостоятельной работы?
Задания для самостоятельной работы предназначены для самостоятельного выполнения студентами в течение семестра. Преподаватель может давать задания для СРС как для индивидуального выполнения (общие или по вариантам), так и для групповой работы.
Как определить периодичность и количество заданий для самостоятельной работы в семестре?
Рекомендуется формировать комплексные задания по разделам дисциплины. Далее этапы выполнения комплексного задания распределяются по учебным неделям и публикуются в курсе.

Количество заданий для СРС может соответствовать количеству разделов дисциплины, но не должно превышать 3‒4 заданий в семестр.
Что понимается под заданиями для текущего контроля?
Текущий контроль рекомендуется осуществлять по разделам дисциплины. Информация о сроках и формате проведения текущего контроля размещается в календарном плане курса заранее (в начале учебного семестра). Доступ к заданиям предоставляется только в соответствии с установленными датами.
Как определить количество и периодичность и количество заданий для текущего контроля в семестре?
Количество мероприятий текущего контроля не должно составлять более 3‒4 в семестр.
Какие инструменты оценивания есть в LMS Canvas?
  • Задания: инструмент предназначен для загрузки заданий студентами, начиная от простых рассуждений и заканчивая письменными работами и проектами. Для каждого задания вы можете настроить в LMS Canvas систему оценивания. При использовании инструмента "Задания" материалы, размещенные студентами, доступны только преподавателю.

Инструмент "Задания" может использоваться в режиме оценивания работ студентов только преподавателем или в режиме перекрестной проверки студентами работ друг друга.


  • Обсуждения: инструмент предназначен для создания форумов для дискуссий, где каждый студент может оставлять свой ответ в виде текста, аудио или видео. При использовании инструмента "Обсуждения" материалы, размещенные студентами, доступны всем участникам, подключенным к соответствующему Обсуждению (по умолчанию, все участники курса).

Инструмент "Обсуждения" может использоваться в режиме оценивания работ студентов только преподавателем или в режиме перекрестной проверки студентами работ друг друга.

  • Тесты: инструмент предназначен для проведения контроля знаний студентов в тестовой форме. Тесты используются на этапе для корректировки учебного процесса, рефлексии студентами собственной учебной деятельности либо для контроля успеваемости.

ИГРА: Цифровая грамотность современного преподавателя

Дополнительные материалы

дополнительная учебная литература
дополнительный материал в мультимедиа формате
образцы студенческих работ
Что включает дополнительная учебная литература?
  • пособия

  • энциклопедии

  • справочники

  • сайты

  • курсы

  • книги

  • актуальные российские и зарубежные статьи по тематике дисциплины и т.д.
Что включает дополнительный материал в мультимедиа формате?
  • графика

  • фото

  • видеолекции

  • видеопособия

  • учебные видеофильмы и т.д.
Что включают образцы студенческих работ?
  • конспекты лекций

  • отчеты о лабораторных работах, практических занятиях

  • образцы курсовых проектов или работ, индивидуальных заданий, рефератов и т.п.
Если вы только планируете разработку нового электронного курса или хотите улучшить существующий, предлагаем вам воспользоваться нашим электронным курсом Инструменты и сервисы LMS Canvas, содержащим исчерпывающие инструкции по использованию инструментов LMS Canvas и их настройке.
Школа педагогического мастерства
+7 (495) 638 44 03 / edtech@misis.ru