Как разработать балльно-рейтинговую систему по дисциплине

Балльно-рейтинговая система (далее — БРС) является одним из самых распространенных подходов к оцениванию учебной деятельности студентов. С каждым годом всё больше университетов уходят от выставления оценок по 5-бальной шкале и переходят к БРС с целью выполнения следующих задач:
  • повышение прозрачности учебного процесса
  • стимулирование мотивации студентов к активной работе в течение семестра
  • эффективная организации самостоятельной работы студентов путем использования электронного курса по дисциплине
  • равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся и преподавателей в течение семестра
  • получение оперативной информации о качестве и результативности обучения по дисциплине
Балльно-рейтинговая система (БРС) – это система оценивания результатов учебных достижений, позволяющая учитывать все формы аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также результаты процедур текущего контроля и промежуточной аттестации.
БРС – механизм объективного оценивания студентов по совокупности накопленных ими баллов в течение семестра
Схема распределения баллов между текущим контролем и промежуточной аттестацией
Чаще всего для оценки уровня учебных достижений студентов выбирается 100-балльная шкала.
Ниже приведены 2 наиболее распространенные схемы распределения баллов в БРС.
Схема 1. Сбалансированное распределение баллов между текущим контролем и промежуточной аттестацией
Схема 2. Интенсификация работы обучающихся в течение семестра
Не рекомендуется за текущий контроль в семестре устанавливать меньшее количество баллов, чем за промежуточную аттестацию:
1) противоречит ключевой идее БРС об объективности оценивания достижения результатов обучения;
2) приводит к демотивации работы студентов в течение семестра.
Преподаватель может предусмотреть до 10 дополнительных баллов за активную работу студентов в течение семестра. Информация о дополнительных баллах и способах их получения должна быть доведена до студентов заранее. Дополнительные баллы добавляются в рейтинг студента, только если итоговая оценка за семестр не превышает максимально возможного количества баллов.
Итоговая оценка за семестр определяется суммой баллов по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации.
Схема конвертации баллов в оценки
Рейтинг-план дисциплины – перечень оцениваемых в баллах контрольных мероприятий и\или видов деятельности студента по дисциплине в течение семестра.

Как составить рейтинг-план по дисциплине:
    Выберите схему распределения баллов между мероприятиями текущего контроля и промежуточной аттестацией (например, 60 + 40 или 80 + 20).
    Определите мероприятия текущего контроля по дисциплине для текущего семестра.
    Определите значимость каждого оценочного мероприятия с учетом вида оценивания и формата проведения. Установите количество баллов, которые студент может получить по каждому оценочному мероприятию исходя из его значимости.
    Выполните проверку: сумма баллов по всем оценочным мероприятиям должна быть равна «максимуму» баллов, установленных за текущий контроль по дисциплине.
    Определите формат проведения оценочных мероприятий:
    Определите, к какому виду оценивания относится каждое оценочное мероприятие:
    в рамках самостоятельной работы – в LMS Canvas или др.
    очно – на занятии;
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    a
    b
    a
    формирующее оценивание – направлено на формирование запланированных по дисциплине результатов обучения;
    b
    суммирующее оценивание – направлено на оценку сформированности запланированных по дисциплине результатов обучения.
    Баллы назначаются не только за работу студентов на занятиях и выполнение мероприятий текущего контроля, но и за самостоятельную работу в рамках семестра. Задания, размещенные в электронном курсе, должны быть учтены в рейтинг-плане дисциплины
    Распределение баллов между разделами дисциплины должно быть максимально равномерным
    Факт присутствия на лекции не учитывается в рейтинг-плане. В рейтинг-плане может быть учтена только работа студентов на лекциях в рамках устного/письменного опросов, тестирования и пр.
    Виды мероприятий текущего контроля
    Пример рейтинг-плана по дисциплине Математика
    Принципы балльно-рейтингового оценивания:
    • познакомьте студентов с рейтинг-планом в начале семестра и разместите его в электронном курсе по вашей дисциплине
    • регулярно оценивайте результаты работы студентов в ходе текущего контроля путем выставления баллов и предоставления обратной связи студентам на выполненные работы
    • предоставьте студентам открытый доступ к своему рейтингу в течение всего семестра
    Залог успеха БРС – наличие прозрачных критериев оценивания для каждого оценочного мероприятия, доступных обучающимся в течение всего семестра
    Примеры балльно-рейтинговых систем других университетов
    © 2019-2021 Школа педагогического мастерства